Каковы цели обучения и воспитания ребенка. Цели обучения и воспитания. Дидактика — это

1)Понятие цели воспитания и обучения

Цель представляет собой: желаемое состояние объекта;модель потребного будущего; сознательный образ ожидаемого результата, предполагаемый результат (образ) деятельности (действия), направленного на предмет, при помощи которого субъект намеревается удовлетворить свою потребность.

Под целью в педагогической деятельности понимают мысленное представление конечного результата этой деятельности, допускающее объективную количественную и качественную оценки.

Цели порождаются потребностями субъекта деятельности, вырастают из них.

Потребность - это явление отражения в психике человека необходимых или желательных условий его жизни и развития. Потребность может быть реализована при различных вариантах деятельности, её методов и средств при наличии мотива деятельности.

Поскольку в учебном процессе существует два субъекта деятельности и два вида деятельности (обучающая ОД и учебная УД), необходимо разли-чать цели обучения и цели учения.

Цели обучения обычно задаются извне. Они выражают общественные потребности и ценности, которые по отношению к студенту являются внешними.

Цели же учения определяются выражаемыми в них индивидуальными потребностями и мотивами, сформировавшимися в предшествующем опыте студента.

Цели обучения и цели учения могут совпадать лишь в идеальном случае, когда допускается абсолютное воспроизведение в структуре индивидуальных потребностей системы общественные потребностей и ценностей, что практически исключено. Поэтому задача обучения состоит в том, чтобы сблизить структуру индивидуальных и общественных потребностей, то есть обеспечить принятие студентами общественно значимых целей в качестве лично значимых целей учения, то есть сформировать мотивы их учебной деятельности.

Мотив является одним из компонентов психологической структуры любой деятельности. Это - побуждение к совершению действия, порождённое системой потребностей человека и в разной степени осознаваемое.

Для каждого человека в каждый определённый период его жизни существует совокупность мотивов, определённых иерархией его потребностей, так называемая мотивационная сфера. Это тот стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые каче-ства и другие социально-психологические характеристики.

В зависимо-сти от структуры мотивационной сферы для личности на первом месте ока-зываются мотивы разных групп, что существенно влияет на значение тех или иных потребностей для личности, на характер и способ достижения цели.

В структуре мотива могут присутствовать различные компоненты и их сочетания.

Например, удовольствие от самой деятельности, значимость для личности результата деятельности, значимость вознаграждения за деятельность или её результаты и т.д.

В зависимости от источника формирования цели связь между потребностями, мотивами и целью может быть разной.

Цель в общенаучном смысле понимается как один из элементов поведения, непосредственный мотив сознательной деятельности, характеризуемый предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения.

Таким образом, взаимосвязь компонентов заложена в самом определении цели, и это обстоятельство выводит нас на возникновение такого существенного явления, как обратная связь, наличие которой позволяет говорить об управленческой составляющей деятельности педагога.

Действительно, деятельность педагога, направленная на достижение цели, приводит к определенному результату, который по замыслу учителя должен совпадать с целью. На практике этого почти никогда не случается с первой попытки, т.е. между ожидаемым и достигнутым почти всегда имеется «зазор» и величина этого «зазора» определяет стратегию дальнейшего поведения учителя.

Процесс достижения цели приобретает циклический характер и продолжается до тех пор, пока различия между целью и результатом не примут приемлемую величину.

Цель педагогической деятельности формируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой личности.

Эта общая стратегическая цель достигается в процессе решения конкретизированных задач обучении и воспитания по различным направлениям.

Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также основных тенденций общественного развития.

В ней (в цели) содержатся в свернутой форме, с одной стороны, потребности и стремления отдельной личности, а с другой - интересы и ожидания различных социальных и этнических групп.

Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко, много сил отдавший изучению проблем целей воспитания, резко выступал против таких аморфных определений целей воспитания, как «гармоническая личность», «человек-коммунист» и т.п.

Цель педагогической деятельности он видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности.

Весьма решительно выступал за тщательный, научный подход к целеобразованию В.П. Беспалько.

Он считал, что «будучи системообразующим в педагогической системе, элемент целеобразования и воспитания в зависимости от способа его определения влияет на степень целостности или рыхлости всей ПС... Необходимое и достаточное требование к формулированию целей функционирования ПС - их диагностичность, т.е. обеспеченность объективной методикой для определения степени достижения целей образования или воспитания».

Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цель педагогической деятельности - явление не только историческое, но и динамическое.

Возникая как отражение объективных тенденций развития общества и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствии с потребностями общества, она складывается в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели - развитию личности в гармонии с самим собой и социумом.

2)Факторы определения целей образования. Историческое изменение целей воспитания

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение, как интересы общества, так и интересы личности.

Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.

Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры.

Изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях поэтому не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.

Человек - система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Следовательно, с точки зрения структуры содержания образования полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в ее динамике.

Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта, которое и составляет онтогенетическое развитие человека.

Осуществляется оно в процессе деятельности. Другими словами, деятельность имеет одним из своих продуктов развитие самого субъекта. Речь идет об учении как ведущем виде деятельности, обеспечивающем необходимые условия для успешного развития личности и сочетающемся с другими видами деятельности (трудовой, игровой, общественной).

Исходя из этого, деятельность личности выступает также детерминантой содержания образования.

Более того, его можно определить, по В. С. Ледневу, как содержание особым образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.

3)Задачи воспитания

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности.

Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.

Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями).

Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей.

Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов.

Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность.

Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений.

Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой.

Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественно-научному, гуманитарному и т.д.).

Практическое задание: Выполните схему «Целеобразование в педагогической деятельности». Сформулируйте эмоции, которые появились у Вас в результате изучения данной темы

Целью профессиональной деятельности педагога является цель воспитания, которая в настоящее время трактуется как «личность, способная строить жизнь, достойную Человека».

Общий характер цели позволяет педагогу реализовывать ее при самых разнообразных вариациях обстоятельств и требует от него высочайшего профессионализма и тонкого педагогического мастерства. Достижение цели осуществляется только в деятельности, направленной на решение возникающих задач, которые понимаются нами как часть цели, ступень в общем движении к цели, как промежуточный результат целенаправленной деятельности.

Определяющим компонентом педагогического управления учебным процессом при технологическом подходе к нему является постановка целей обучения.

Именно ею, в конечном счете определяется содержание деятельности, а также формы, методы, средства, приёмы и полученный результат. Это можно выразить следующей схемой:

Д = Ц−СОД−М/ср-ва−Р−R ,

где Д - деятельность (в данном случае учебная),

М/ср-ва - методы, средства, приёмы,

Р - результат.

R -рефлексия (процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний).

Литература

1) Педагогика: учебное пособие [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008 - 430с.

2) Сластёнин, В.А, Педагогика: учебник для студ. высш. учеб, заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: «Академия», 2008. - 576с.

Воспитание – это процесс привития человеку моральных, духовных и этических ценностей, а также передача знаний и профессиональных навыков. Процесс воспитания человека начинается с момента рождения и заканчивается тогда, когда заканчивается его жизнь. Цели воспитания ребенка зависят от возраста человека. Поэтому, чем старше становится ребенок, тем больше воспитательных целей стоит перед взрослыми. Далее мы рассмотрим, какие существуют цели и содержание современного воспитания человека.

Цели обучения и воспитания

Так как и обучение, и воспитание – это передача накопленного опыта, то они тесно связаны между собой, и зачастую их рассматривают совместно. Итак, целью воспитания принято считать то, что бы мы хотели видеть в конечном итоге (к чему стремимся). Перечислим основные цели воспитания: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, профессиональное и духовное развитие человека. С взрослением ребенка воспитательных целей становится все больше.

Возрастные периоды, их роль в процессе воспитания

Главными людьми, которые передают ребенку свой жизненный опыт, являются его родители. Именно в семье малыш учится любить, делиться, ценить вещи или родительский труд, восхищаться прекрасным. Вторыми воспитателями для ребенка становятся работники детских дошкольных учреждений. Основная цель – это научить ребенка жить в коллективе, находить общий язык с такими же по возрасту, как и он. На этом этапе огромное внимание уделяется умственному развитию. Процесс обучения построен в виде игры, что побуждает интерес у ребенка в освоении новых знаний (изучению букв и цифр, цветов, форм предметов).

Целей воспитания в школьные периоды гораздо больше, здесь на первое место можно поставить умственное развитие. Однако, школа несет ответственность и за другие виды воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, трудовое). Именно школьный учитель должен определить к каким предметам ребенок имеет большие способности, а быть может и талант, чтобы в будущем профессионально сориентировать его.

В старшем школьном возрасте к общим целям воспитания присоединяется еще и профессиональная, ведь юноши и девушки в этот период определяются с видом профессии и посещают дополнительно кружки, секции или курсы.

Коротко мы рассмотрели воспитательные цели, главной задачей который является формирование разносторонне развитой личности, высококлассным профессионалом в работе и достойным гражданином общества.

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

преподаватель

Гриненко Галина Николаевна

Цели обучения и цели воспитания в образовании

«Цель обучения всегда открыта и должна быть понятна,

привлекательна, значима для обучающегося.

Он должен знать, понимать, куда его ведёт учитель,

что от него требуется, и сознательно участвовать в этом

процессе - быть субъектом учебной деятельности,

помогая учителю, т. е. обучая самого себя. Цель воспитания

и сам процесс должны быть максимально скрыты от

воспитанника. Ребёнок не хочет быть воспитуемым.

Это воспринимается им всегда как насилие над собой»

(В. П. Созонов).

Представьте себя вначале в роли защитника, затем в роли оппонента. Попробуйте с позиций защитника доказать обоснованность представленных выводов, а с позиции оппонента аргументированно их опровергнуть.

С точки зрения защитника данного высказывания могу казать следующее:

Цель обучения должна быть всегда известна, понятна, доступна и раскрыта для понимания обучаемого. Ученик, чтоб заинтересоваться учебным материалом и самим учебным процессом, должен понимать что от него хочет учитель, что учитель может дать ему то, чего ученик еще не знает, но хотел бы овладеть этими знаниями, навыками умениями.

Имея перед собой конкретную цель поставленной перед ним задачи, ученик как бы стремиться достичь этого рубежа, усвоить новые знания; знать то, что знает учитель. То есть, обучаемый видит «свет в конце тоннеля» и понимает к чему он движется.

Отсутствие или расплывчатость поставленной цели обучения влечет за собой отсутствие интереса к новому материалу (знаниям, информации). Ученик, не понимая, не зная цели, не понимает для чего это ему всё необходимо. Он и без этого прекрасно жил и обходился! И если он начнёт изучать что-то новое, пригодиться ли ему это в будущем?

Именно правильно сформулированная и раскрытая ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ «открывает» взгляд обучаемого на новый неизвестный до этого времени материал и убеждает ученика в восприятии, переваривании и усвоении новой информации, которая в дальнейшем послужит ему базой для новых знаний и умений.

А вот цель воспитания, в отличие от цели обучения, должна быть скрыта от воспитуемого, «завуалирована». Так как ученик (ребенок) не любит, когда ему преднамеренно взрослые (учитель) «навязывают» свою точку зрения, «заставляют» жить по их уставу и шаблону, делать то и не делать это. Чтоб процесс воспитания был интересен, взаимовыгоден и приносил свои плоды, взрослые (учителя) должны научиться немного быть детьми, играть по их правилам, но в то же время методично и планомерно внедрять в сознание своих подопечных правильные взгляды на жизнь, правильные манеры поведения, взаимоотношения в обществе и отношение к самому себе. Как говориться, медленно, но верно направлять учеников в нужное русло, не раскрывая «своих карт» и то, чего вы от них хотите добиться и донести до их сознания.

В противном случае, ребенок замкнется в себе и займет такую позицию: «Ах, если вы хотите меня воспитывать, ну-ну посмотрим кто кого и что у вас из этого получится». И все будет делать с точностью до наоборот.

С точки зрения оппонента данного высказывания могу сказать следующее:

Если перед учеником заведомо раскрыть цель обучения, то есть конечный результат процесса, ему сам процесс уже будет не интересен, так как пропадает вся тайна, смысл и загадочность изучаемой темы (материала). Это как то, если знать окончание фильма или произведения, смотреть или читать уже не интересно.

Так и здесь, ребенок начинает понимать чему его будут учить и что от него буду требовать. И дальнейшее усвоение нового материала превратится в «обязаловку» для него.

А вот цель воспитания должна быть, наоборот, понятна и раскрыта. Потому что ученик (ребенок) должен понимать что от него хотят, что ему прививает учитель (родитель) и как он должен себя вести. В противном случае, воспитывая ученика, «играя» по его правилам и подстраиваясь под него, можно добиться обратного результата. Надо быть в воспитании конкретным, настойчивым и заранее обозначать конечную цель каждого воспитательного момента.

Цели воспитания

1)Сократ; познание самого себя, совершенство нравственности.

2)Платон ; у мальчиков - воспитание мужественного и умелого воина, подготовить к управлению государством. У девочек ведение домашнего хозяйства.

3)Аристотель ; воспитание: -физическое –нравственное –умственное. Цель воспитания- развитие высших сторон, души - разумной и волевой (гармоническое развитие всех сторон души.

4)Квинтиллиан ; развитие речи ребёнка с раннего возраста, учить по многому, но основательно развитие в дошкольном возрасте, развитие нравственности через разлучение стихов.

5)Песталоцци ; цель: развить все природные силы и способности человека, при чём это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

6)Гербарт ; он считал, что цель воспитания заключается в формировании добрадеятельного человека. Цели: могут быть подразделены на: -цели возможные: это те, которые сможет когда-нибудь поставит перед собой в области опрд. специальность –цели необходимые: это те, кот. нужны человеку в любой области его деятельности. *Процесс воспитания делится на 3 раздела:- управление –обучение – нравственное воспитание.

7) Руссо ; рассматривает вопросы о воспитании окружающего нас мира, Руссо рассуждал как сенсуалист: нет ничего в нашем сознании, что не было бы получено при посредственном ощущении через органы чувств. Он отрицал официальную религию и был сторонником «религии чувства» полагал что каждый человек свободен верить по своему. Воспитание ребёнка следует вне испорченного общества. Он говорил, что детей тружеников воспитывать не надо они уже воспитаны самой жизнью.

8) Локк ; воспитание джентльмена, а не просто человека; джентльмена умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, выработка характера, развитие воли, нравственной дисциплины, главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребёнка.

9)Монтессори ; педагогическая теория: свобода личности, самовоспитание, самообучении. Цель воспитания: воспитание свободного, самостоятельного человека, самоуправляемого и ответственного (активного содействия норм. развития жизни ребёнка). * умственное воспитание (развитие органов чувств).

10)Дьюи ; воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства. Провозгласил ребёнка Солнцем, во круг которого вращаются все средства образования; он центр, во круг которого они организуются.

11) Штайнер ; цель: организация нравственного воспитания, в основу кот. положено: добро, красота, правда. Задача педагога: привести в гармоническое взаимодействие 3 составляющих: тела, души и духа.

12)Фельтре; природное воспитание, развитие физических и духовных сил человека. Чтоб в школе было много света и воздуха. Физическое развитие детей.

13) Рабле; духовное и телесное развитие личности.

14) Монтень; развитие всех сторон личности ребёнка, теоретическое образовании должно управляться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитание высоко – нравственных качеств.

15)Роттердамский; формирование человека «люди не рождаются а воспитываются». Сочетание античной и христианской традиции. Воспитание ощущения морального долга и религиозного послушания.

16) Ломоносов ; задача: создание центра отечественной науки. Ломоносов доказывал, что новый центр науки необходимо организовать в Москве.

17)Дистервег ; высшую степень воспитания он определил как «самодеятельность на служение истине, красоте и доброте». Задача обучения: развитие умственных сил и способностей детей.

18) Ушинский; физическое, умственное, нравственное, гармоническое развитие, воспитание патриотического человека. Ушинский считал, что чел. Должен быть совершенным физически, умственно и нравственно гармонически развит. Внимание – он определял как целеустремлённый сознательный процесс формирование гармонически развитой личности. Главное место отводил воспитанию нравственности, а именно таких качеств в реб, как гуманность – честность и правдивость, трудолюбие - дисциплинированность (чувство ответств-ти), чувства собственного достоинства сочетаемое со скромностью, искренне доброжелателен и справедливое отношение к ним.

19)Коменский ; Задачи воспитания: - познание себя и окружающего мира(умственное воспитание), - управление сабой(нравственное воспитание, - стремление к Богу(религиозное воспитание). Оценивал роль воспитания очень высоко, человек делается человеком, говорил он, только благодаря воспитанию, кот должно даваться в наиболее подходящем возрасте- детстве. Он утверждал, что «из всякого ребёнка можно сделать человека». Считал, что на ряду с детьми прилежными, способными под воздействием пед. есть очень небольшое число детей неспособных, ленивых и упрямых. Он уверял, что и этих детей следует воспитывать и обучать.

20)Крупская : Гармоничная всесторонне развитая личность; получить определенный тип человека, ребят-коллективистов.

21)Макаренко: воспитание в коллективе и через коллектив.

Понимание воспитания в каждой исторической эпохе, у каждого народа было всегда неразрывно связано с пред­ставлением о человеке, о его месте в обществе, о его сущно­сти. При этом следует обратить внимание на то, что к вос­питанию, его роли в обществе обращались не только спе­циалисты-педагоги, но и писатели, и общественные деятели, и служители церкви. Так, мыслители, поэты, художники и скульпторы Древней Греции представляли своих граждан гармонически и всесторонне развитыми - и физически, и умственно. Вспомните знаменитых греческих героев: Ге­ракла, Антея, хитрого и умного Одиссея, красавицу Елену и молодого Париса, верную Пенелопу и смелых аргонавтов. До сих пор нас восхищают творения древнегреческих скульпторов и мудрость философов, математиков, поэтов:

Платона, Аристотеля, Архимеда, Гомера.

Эта идея гармонически и всесторонне развитого чело­века существовала у всех стран и народов мира и на про-

тяжении всех веков существования человека, изменяясь в зависимости от географических условий, особенностей развития. Все нации и народы знали и понимали, что гар­моничный и всесторонне развитый человек воспитывается только тогда, когда в обществе царит справедливость, духовность, нравственность. И рождается у людей высо­кая мечта о «золотом веке».

Создали прежде всего поколение людей золотое Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских. Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба. Жили те люди, как боги, с покойной и ясной душою, Горя не зная, не зная болезней. И печальная старость К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги.

Геспод "

Эта мечта дожила до наших дней и, пожалуй, будет жить до тех пор, пока существует человечество. Ведь не случайно на первое место в обучении и воспитании ученые, учителя-новаторы, общественные и государственные деятели ставят среди множества задач обучения и воспитания необходи­мость формирования у каждого ребенка системы общечело­веческих ценностей. Именно они, по мнению передовых людей нашего времени, переживающих и борющихся за достойное будущее нашей страны да и мира в целом, дела­ют человека человеком, делают его личностью, неповтори­мой, индивидуальной, творческой, активной.

Исходя из вышесказанного, мы приходим к двум инте­ресным для педагогической науки и практики обучения и

воспитания детей выводам:

Каждое общество обязательно имеет конкретные представления о том, какого человека, с какими качества­ми необходимо воспитывать, т. е. оно имеет цели воспита­ния. Или, как принято говорить в науке, онодает соци­альный заказ на воспитание личности с нужными для него качествами. Общество как бы заказывает детскому саду, школе или какому-нибудь другому учебно-воспитатель­ному учреждению, с какими знаниями и умениями, с ка­кими нравственными, эстетическими, трудовыми, миро­воззренческими и другими качествами они должны выпус­тить детей из своих стен. Причем эти знания, умения, ка­чества личности ребенка должны быть такими, чтобы он

Геспод - древнегреческий поэт (VI II-VII вв. до н. э.) 41

не только мог продолжать свое образование дальше, но и жить в обществе окружающих его людей как равноправ­ный, активный, творческий человек;

Воспитание ребенка, воспитание человека осуществ­ляется обществом. Поэтомуобщество необходимо совер­шенствовать, улучшать. Отсюда и мечты людей о «золотом веке», о городе Солнца.

Эти выводы требуют одного существенного дополне­ния:общество само зависит от того, как воспитаны его чле­ны, его граждане, какое внимание уделяется в нем воспита­нию и обучению детей.

Таким образом, важнейшим элементом обучения и воспитания являются ихцели. Ни один человек, ни один мастер не начинает никакого дела, не видя его конечных результатов, его планируемого образа. Тем более в обуче­нии и воспитании детей.

Воспитатель детского сада заранее знает, что его вос­питанники должны пойти в школу. С чем же они пойдут? С какими знаниями, умениями, с какими привычками, что­бы сразу же включиться в новую жизнь - жизнь перво­классника. Нельзя допустить того, чтобы малыш почувст­вовал себя плохо, испытал трудности при таких изменениях в своей жизни. Следовательно, одной из целей воспитания в детском саду и будет подготовка детей к школе. Это не про­сто общая фраза, а конкретное содержание: те знания и умения, которые необходимы детям, чтобы нормально на­чать обучение в первом классе; те поведенческие привычки, навыки общения и др. , которые необходимы для жизни в новом коллективе. И так от ступеньки к ступеньке.

И вот наступает один из ответственных моментов для ребенка: он заканчивает начальную школу, переходит прак­тически от одного учителя ко многим, от синтетических предметов типа природоведения к основам отдельных наук, к систематическим курсам. Перед ним открываются новые возможности общения: в школе для него появились малы­ши - начальные классы; есть старшие - выпускники; много новых учителей. Следовательно, у начальной школы долж­на быть цель - подготовить детей к новым изменениям в их жизни, к переходу на новую ступеньку.

Знания и умения детей по каждому предмету теперь должны соответствовать государственным стандартам образования в начальной школе, т. е. тем целям обучения, которые поставлены перед школой обществом, государст­вом. Единые государственные стандарты - это фактически

перечень, система знаний и умений по всем школьным предметам, которые должны иметь учащиеся по оконча­нии того или иного года обучения, этапа обучения и базо­вого образования в целом. Учитель, таким образом, имеет социальный заказ, единый для всех начальных школ Рос­сийской Федерации независимо от того, где находится школа: в городе или селе, на Дальнем Востоке или в Ка­лининградской области. И он должен его выполнять, ина­че ученики не смогут успешно продолжать образование.

А как же учитель может установить, что знания и умения соответствуют единым государственным стандартам? Для этого он проверяет и оценивает знания и умения своих пи­томцев по всем учебным предметам. Он опрашивает их по изучаемому материалу, проводит письменные контрольные работы, диктанты и сочинения, проверяет выполнение до­машних заданий. Далее он оценивает результаты проверки в баллах или просто словами: «Это ты сделал хорошо, а здесь тебе надо еще поупражняться, подумать» и т. п.

Каким способом учитель может оценить знания учени­ка, сравнить по успехам различных детей? Здесь ему на помощь опять приходят единые государственные стандар­ты образования, т. е. его цели. Учитель сравнивает знания и умения своих учеников с заданными стандартами, государ­ственными требованиями. Если знания и умения учеников близки к стандартам, значит - цели достигнуты, и учащие­ся заслужили высшую оценку. А самое главное, можно сказать, что учитель работал хорошо, учебный процесс был организован правильно, он был эффективен. Если же результаты проверки знаний и умений учащихся не совпа­дают со стандартами, намного ниже их, то оценки будут низкими, неудовлетворительными.

Если знания учащихся низкие, это значит, что учитель в процессе обучения детей допускал ошибки: недостаточно хорошо объяснял изучаемый материал, использовал мето­ды и формы организации его усвоения, не соответствую­щие учебному материалу, или, как говорят в науке, ис­пользовал средства, неадекватные целям обучения.

Что же должен делать учитель для выправления сложив­шейся ситуации? Он начинает искать новые средства обуче­ния: включает в содержание уроков новые интересные эле­менты, ищет новые методы и организационные формы, на­глядные пособия и т. д. Он совершенствует учебный процесс.

Таким образом, государственные стандарты - цели обучения позволяют оценить результат обучения и совер-

шенствовать учебный процесс, средства достижения целей. Получается единый замкнутый цикл:

Цели обучения => Средства их достижения => Результат обучения.

Результат обучения - степень соответствия знаний и умений учащихся заранее заданным целям. Обычно в фи­лософии говорят о единстве целей, средств и результатов.

Цели и реальные результаты обучения являются, таким образом, двигателем совершенствования процесса обучения. У учителей же выстраивается шкала оценок. Высший балл - если знания учащихся совпадают со стандартами, низший - ученик не усвоил учебного материала. Между этими двумя уровнями есть и промежуточные - частичное усвоение. В наших школах, как вам известно, принята пятибалльная шкала оценок: высшая - 5, низшая - 1, а между ними про­межуточные - 4, 3, 2.

На базе единых стандартов образования разрабатыва­ются нормы, требования к знаниям и умениям учащихся, оцениваемым на 4, 3 и 2.

Помимо знаний программ по различным учебным пред­метам в государственных стандартах определяются также умения применять знания на практике. Умения - это свое­образный инструмент, при помощи которого учителя и воспитатели определяют уровень и качество знаний детей. Ребенок должен пересказать сказку, рассказ, басню близко к тексту или своими словами, повторить за учителем или воспитателем то или другое практическое действие (сделать аппликацию из цветной бумаги, повторить написание букв и цифр). Он воспроизводит знания и действия. А для этого ребенок должен уметь правильно строить отдельные фра­зы, связно построить свой рассказ, уметь пользоваться ножницами, клеем, ручкой и т. д. Постепенно он приобре­тает все более сложные умения: решать задачи, писать сочинения и изложения, рисовать, т. е. выполнять хотя и простые, но все-таки творческие задания.

До сих пор мы говорили о целях обучения. Намного сложнее работать сцелями воспитания, так как результаты воспитательного процесса нельзя выявить так же быстро, как в обучении. Ребенок может знать, например, нравствен­ные нормы, правила поведения, общения, уметь ими поль­зоваться (знает, что хорошо, что плохо, правильно оцени­вает свои поступки и поступки своих товарищей и т. д.). Но делает он все правильно только в присутствии взрослых:

родителей, воспитателей, учителей. Наедине с собой или ря-

дом со сверстником ребенок может вести себя иначе, нару­шая все нормы и правила. В отличие от обучения в воспита­нии недостаточно знаний и умений. Они должны стать внут­ренними убеждениями детей, их привычками, мировоззре­нием, личностными качествами, ценностными ориентирами. К тому же если систематические знания и умения может дать только школа, детский сад, в какой-то степени и семья, то на воспитанность детей оказывает большое влияние все окру­жение ребенка: телевидение, радио, коллектив сверстников, улица. Причем часто это влияние бывает неуправляемым, стихийным. Задача же воспитательного учреждения: дет­ского сада, школы и др. как раз и состоит в том, чтобы про­тивостоять нежелательным воспитательным воздействиям.

Когда общество определяет цели воспитания, форми­рует социальный заказ, оно адресует их не только детскому саду, школе, семье, но и другим культурно-просветитель­ным учреждениям, которые участвуют в воспитании под­растающего поколения. Цели воспитания, как и цели обу­чения, задаются, определяются обществом в связи с потреб­ностями, прогнозом его экономического, социального, куль­турного и духовного развития. Но это не значит, что все дети, все люди воспитываются одинаково, «причесываются под одну гребенку». Цели воспитания - это определенная перспектива, идеал личности, определяющие тенденции развития и совершенствования педагогического воспита­тельного процесса. В настоящее время цели воспитания направлены на формирование у ребенка системы общечело­веческих ценностей (любви, добра, патриотизма, высоких духовных и культурных потребностей личности) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Последние материалы раздела:

Признаки лжи у мужчин и женщин
Признаки лжи у мужчин и женщин

Когда ложь скрывает нечто социально неприемлемое, когда есть угроза наказания или потери, вот тогда человек ведет себя по определенному механизму,...

Как эффективно противостоять психологическому давлению
Как эффективно противостоять психологическому давлению

Давление психологическое - это влияние, оказываемое одним человеком на других людей с целью изменения их мнений, решений, суждений, или личностных...

Как отличить дружбу от любви?
Как отличить дружбу от любви?

Дружба между мужчиной и женщиной – вечная дилемма, о которой все спорят. Сколько людей, столько и мнений. Эти чувства идут по жизни рука об руку....