«Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность. Доклад из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой Развитие речи детей через ознакомление с п

Организация: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»

Населенный пункт: Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки

В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная программа направлена на создание условий всестороннего развития ребенка. Богатейшая кладовая для речевого, интеллектуального, нравственного развития ребенка – природа. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойства человеческой личности, как любознательность, наблюдательность, что порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, экспериментов, опытов.

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку, развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

В развитии речи детей старшего дошкольного возраста, не заменимую роль играет ознакомление с природой родного края. Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же как познакомить с природой родного края? Конечно же, нужно говорить о том, что дети видели, наблюдение за живой и неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр природоведческого содержания, рассматривание альбомов, открыток, фотографий. Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе, формирует познавательные умения, интерес и развивает речь.

В каждый момент времени вокруг нас в природе что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить этот момент, уметь отметить, полюбоваться, сделать выводы. Можно отметить, что лучше всего развивать и обогащать речь детей при ознакомлении с природой происходит не только в группе, но и на прогулках и экскурсиях.

Красота и многообразие природы в любое время года влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Это способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словоизменения, согласованием слов в роде, числе, падеже. Общение с природой оказывает благотворное влияние на развитие связной, фразовой, монологической, диалогической речи.

Формирование организации деятельности детей при ознакомлении с природой родного края, являются - непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, прогулки, работа на земельном участке. Все это проводится в нашем детском саду. Особенно интересны детям экскурсии, которые проводим на озеро, в лес, в парк, на луг, на реку, в березовую рощу в разное время года. Обращаем внимание на особенности местности, его климата, красоту реки, озера, парка, леса, луга, разнообразие растительного и животного мира. Ведь экскурсия – одна из форм общения детей с природой. Сколько задора, радости и блеска в глазах можно увидеть у детей во время наших экскурсий. А это дорогого стоит. На экскурсии большое значение придаем самостоятельности детей, они выбирают наиболее интересные места для наблюдений. Наблюдение – это основная часть, где решаются основные программные задачи экскурсии.

В процессе систематических, целенаправленных наблюдений в природе у ребенка расширяем кругозор, развиваем любознательность, зрительную, слуховую и вербальную память, совершенствуем мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свое высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложно - подчиненным предложением.

Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой?», «Почему звери меняют шубки?». «Как зимуют деревья?»

Дидактические игры и настольные игры в домашнем уголке ребёнка могут быть и природоведческого содержания: «Чей домик?», «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной» «С какого дерева шишка», «Богатство леса», «Четвёртый лишний», игра «Найди детеныша для мамы» «Назови, какой, какая?» «Чьи плоды (семена)?». Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащает и развивает речь дошкольников. Главное, чтобы ребёнку и взрослому было интересно вместе!

Словесные игры, например, «Съедобное - несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Хорошо – плохо», «Кто где живет» «Я знаю», «Природный мир бывает разный» развивают у детей внимание, воображение, речь, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой.

Подвижные игры, в которые дети очень любят играть, такие как: «Раз, два, три к дереву беги»; «Мы в густом лесу гуляли и медведя повстречали»; «Лови - назови»; «Дождик, дождик» Так же включаем в экскурсию дидактические, словесные игры и упражнения: «Детки с ветки»; «Узнай дерево по описанию», «Громко – тихо»; «Когда это бывает» и т. д. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей, развивают речь при рассказах, обогащают словарный запас.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

Список используемой литературы

    Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Москва. Мозаика-Синтез.

    «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» М.Н Алексеева.

    Краеведение в системе дошкольного воспитания / Г. В. Власова // Начальная школа плюс ДО и после. – 2003. – № 5. – С. 54-58.

    Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Деркач // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 2. - С. 27-31.

    Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

    Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003.

    Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

    Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

Винниченко Екатерина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №58
Населённый пункт: г.Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении их с природой"
Дата публикации: 05.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 58 МКУ «Управление образования Администрации города Апатиты Мурманской области»
«Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении их с

природой»
Винниченко Е.Ю., воспитатель МБДОУ детский сад № 58 Апатиты 2016
Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления. Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями, нарушает порядок слов в предложении и т.п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений (хотеть, хотят) и т. п. Одними замечаниями «говори правильно» дело не поправить. Всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок будет делать ошибки при письме. Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже. Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением. Наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи. Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Умение аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость, выразительность. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Цель моей работы
: приобщить детей к природе, обогатить речь ребёнка и на этой основе помочь глубже понять образ природы.
Задачи:
 Развитие навыков общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентировкой на ненасильственную модель поведения.  Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.  Удовлетворять детскую любознательность к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребёнка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
 Определение характера взаимодействия взрослого и детей в педагогическом процессе. Понимая важность развития речи детей, прежде всего, определяются
основные

направления работы:
-создание развивающей речевой среды; -освоение методов и приёмов обучения; -составление перспективно-календарного плана по развитию речи детей; -взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу через беседы, консультации.
Методические приёмы, используемые в работе.
Перспективный план отражает работу на месяц, не ограничивает творчества в выборе форм и методов в работе с детьми. Работу по развитию речи строилась по принципу сезонности, с учётом возрастных особенностей. При необходимости подбирались различные виды игр (дидактические, игры- фантазии, игры- драматизации, игры - забавы, настольно- печатные игры, строительные игры, игры с природным материалом…). Организовывались и проводились подвижные, хороводные, народные игры. В совместной деятельности дети привлекаются к поиску разрешения проблемных ситуаций, рассуждений, использовались этические беседы, создавались ситуации о нормах поведения в быту. По возможности развивались представления: - об образе жизни человека, знакомство со сказками, легендами; - о навыках безопасного поведения; - об основах правового сознания (усвоение норм и правил поведения, общения со сверстниками и взрослыми, развития чувства ответственности за другого человека, животного и растения, за свои поступки, за данное слово). Работа по развитию речи - это непрерывный процесс, связанный со всеми режимными моментами. Особое внимание необходимо уделять самостоятельной творческой деятельности детей:  представлять возможность выбора в процессе игровой деятельности;  стимулировать детей комментариями (сопровождать речью свои действия);  внимательно и тактично наблюдать за игрой детей;  создавать условия для реализации различных видов деятельности;  поощрять проявление детского словотворчества;  поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыт;  предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения;  создавать условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за растениями и животными);  овладевать в самостоятельной деятельности «языком чувств». Характер организации коллективного занятия требует от детей слухового сосредоточения; включается решение проблемных речевых задач, творческих заданий, игровых упражнений на концентрацию внимания, соблюдения тишины.
Постепенно происходит переход детей от игр с игрушками, к играм со словом, в которых языковое обобщение и произвольное оперирование со словом - цель и прямой продукт обучения. Обучение строится на игровую и коммуникативную мотивацию. Общение сопровождается шутками и смехом. Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Дети этому учатся в играх-инсценировках («Заюшкина избушка», «Лиса и заяц»). Можно изменить сюжет или его окончание, включить новые персонажи. Говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной). Для выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произношения отдельных слов и фраз используются чистоговорки, потешки, считалки, стихотворения, которые произносятся с разной силой голоса и в различном темпе. В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению. Проводится работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий, уточняются обобщенные понятия (насекомые, деревья…). Дети называют действия, связанные с движением игрушек, подбирают определения к заданным словам (снег, снежинка, зима). Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивая предметы по размеру, цвету. При знакомстве с многозначными словами (игла, лапка и др.) используется наглядный материал (рисунки, иллюстрации). Например, находили на картинке предметы, которые назывались одним словом «игла» (швейная игла, игла у ежа, ёлки, сосны). Кроме того, дети знакомятся с происхождением некоторых слов (например, почему грибы называются подберёзовик, мухомор). Постепенно у детей расширяется круг грамматических явлений, которые дети осваивали и без наглядного материала. В играх (когда дети давали поручения животным, игрушкам) дети образовывали формы глаголов в повелительном наклонении. Так наблюдая за действиями игрушки, дети учатся правильно образовывать глаголы (летела, залетела, вылетела). Составляя, с глаголами, словосочетания и предложения дети начинают овладевать построением связного высказывания («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны…?»). Для развития связной речи дети учатся пересказывать литературные произведения. В рассказывании по картине дети составляют небольшие рассказы и учатся сочинять рассказы из личного опыта (по аналогии с содержанием картинки). Рассказывание проводится сначала по вопросам, затем в совместном рассказывании, а после и самостоятельно. Это предполагает обучение разным типам высказывания- описания, повествования, к рассуждениям (Мне нравится зима, потому что…). Для формирования навыков повествовательной речи детям даются схемы составления совместного рассказывания (начало, середина, конец). Даётся зачин рассказу: »Как-то раз…», предлагается ребёнку наполнить его содержанием, развить сюжет. Собрались звери на полянке. Стали они. …Вдруг.… Взяли звери.… И тогда… Заполнение схемы помогает ребёнку, закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. В интегрированных занятиях концентрируются разнообразные виды деятельности дошкольников, основанные на игре: ознакомление с окружающим, развитии речи, различными видами искусства (рисование, лепка, аппликация), конструирование, трудовая деятельность, физические упражнения. Интеграция и игровые приёмы дают возможность при меньших затратах времени и усилии со стороны детей, получить более полный объём информации. Грамотная организация деятельности детей – важное условие для того, чтобы дети постигали причинно – следственные отношения с объектами живой и неживой природы.
Пальчиковые игры, игры с природным материалом, мозаикой влияют на грамматической строй речи, поскольку упражнения мелкой моторики рук активизируют речевые зоны головного мозга. Подвижные игры оказывают влияние на речь. При знакомстве с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество) речи. Появление и пребывание знакомых детям героев сказок – Айболита, Колобка, Лесовика, Весны, Осени, Незнайки, Буратино и других персонажей делает занятие более интересным. Героем может быть как педагог, так и кукла. Он может передавать сообщение в форме письма, телеграммы, сюрприза. Такая форма организации позволяет детям чувствовать себя раскрепощено, усвоить познавательный материал, пообщаться. Если нет возможности понаблюдать за объектом природы в естественных условиях, используются картины, иллюстрации, художественная литература, видеозаписи («Животный мир Кольского полуострова», «Растительный мир Мурманской области»). Наблюдения. На прогулках расширяются и уточняются конкретные представления о характерных признаках времён года. Важно не только помочь ребёнку заметить, что произошло, но и получить от него ответ, как он узнал об этом, почему он думает именно так, а не иначе. Это не только развивает связную речь, но и логическое мышление. Следует привлекать внимание к растениям, деревьям. Обратить внимание на красоту деревьев (Д.игра «Какое?»), на сравнение деревьев («Чем отличаются?») На экскурсии в лесу послушать тишину леса. Прочитать стихотворение. Загадать загадку. Задать детям вопросы. При наблюдении за птицами, обратить внимание на их повадки. Например, заметить, как целые стайки воробьёв садятся на деревья, заборы. При приближении человека улетают, как клюют пищу. Вышли на прогулку - спросить: холодно ли, сильный ли мороз, есть ли на небе солнышко, дует ли ветер. Понаблюдать, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; предложить повернуть лицо к ветру, отметить, что от ветра становится холоднее. Учить детей определять погоду по приметам, устанавливать связи между явлениями природы. Когда сильный мороз, дым из труб поднимается столбом, снег скрипит под ногами, рассыпается в руках, при дыхании виден пар. При этом хорошо рассказать стихи, пословицу, поговорку, предложить загадку. Утром понаблюдать за восходом солнца, а на вечерней прогулке - заход. Обратить внимание на яркие краски зари, красоту этого явления. Наблюдения на прогулке чередуются с играми, трудом. Много радости доставляет детям пускание в ручейках корабликов, игры с водой и песком. Система наблюдений, планирование на учебный год по сезонам, подбор стихов, рассказов, примет, загадок, пословиц сделало работу более интересной и содержательной. В экологическом воспитании детей предпочитаются методы многоразового наблюдения за объектами природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделировании явлений и природы и т. д. Индивидуальная работа осуществляется во всех видах детской деятельности. Её проведение обеспечивает удовлетворение потребностей и интересов каждого ребёнка. Индивидуальную работу хорошо проводить в утренние и вечерние часы в игровой форме, в обстановке естественного общения, на прогулке и др. Речь идёт об описании игрушек, картинок, явлений природы, составлении совместных рассказов, о выполнении фонетических, лексических, грамматических упражнений.
Управление грамматическим развитием речи детей реализую, прежде всего, посредством совместной деятельности, общения как с самим ребёнком (в форме диалога), так и с другими детьми.
Родители
, воспитывающие своих детей, часто не задумываются над вопросом развития речи детей. Для того чтобы помочь родителям разобраться в данном вопросе было проведены:  родительские собрания,  консультация «Развивайте речь дошкольника».  были предложены условия для успешного овладения ребёнком грамматических норм языка.  предложено позаботиться о правильной языковой среде.  предложено избегать двуязычия в период становления у ребёнка речи.  предложено избегать в присутствии ребёнка торопливой, неряшливой речи.  особое внимание обращать на чёткость произнесения окончания слов и предлогов.  постараться увлечь ребёнка игрой в «слова». Вывод: правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей не возможно без участия родителей. Развитие речи через экологическое воспитание и общение с природой помогает обогатить речь ребёнка, сделать её образной, выразительной, откорректировать имеющие недостатки, расширить лексико-грамматические возможности практического овладения навыками словообразования и словоизменения. Результат: 1.Эмоционально – насыщенное, содержательное пребывание ребёнка в детском саду 2.Удовлетворённость естественными потребностями в общении, творчестве. 3.Активность, инициативность, раскрепощённость детей в общении. 4.Наличие интереса к миру природы, любознательность, проявление гуманных и охранительных способов взаимодействия с природным миром. 5.Проявление творческих способностей в различных видах детской деятельности. Вывод: Системная работа дала свои результаты. Ребята стали грамотнее говорить, исправлять ошибки в речи товарищей, использовать разные конструкции предложений.

Разделы: Работа с дошкольниками

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и

динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.

Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа.

Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями, нарушает порядок слов в предложении и т.п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений (хотеть, хотят) и т. п.

Одними замечаниями “говори правильно” дело не поправить. Всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок будет делать ошибки при письме.

Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.

Наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.

Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Умение аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость, выразительность. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.

Цель и задачи, решаемые в опыте

Цель: Приобщить детей к природе, обогатить речь ребёнка и на этой основе помочь глубже понять образ природы.

  • Развитие навыков общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентировкой на ненасильственную модель поведения.
  • Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
  • Удовлетворять детскую любознательность к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребёнка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
  • Определение характера взаимодействия взрослого и детей в педагогическом процессе.

Понимая важность развития речи детей, прежде всего, определяются основные направления работы:

  • создание развивающей речевой среды;
  • освоение методов и приёмов обучения;
  • составление перспективно-календарного плана по развитию речи детей;
  • диагностика и учёт уровней речевого развития каждого ребёнка;
  • взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу через беседы, консультации.

Работа по развитию речи – это непрерывный процесс, связанный со всеми режимными моментами.

Технология опыта

Реализация плана помогает детям овладевать знаниями, оперировать ими, мыслить творчески. В основу опыта положен метод тематического восприятия мира дошкольником.

Технология опыта предполагает активную образовательную совместную деятельность детей и взрослых, в ходе которой развиваются компетентности:

  • социальная компетентность – способности устанавливать контакты, осуществлятьвзаимодействия вразличныхсоциальныхгруппах, участвоватьврешениипроблем, проявлять нравственное отношение к окружающему миру;
  • интеллектуальная компетентность – использование знаний в различных ситуациях, установление взаимосвязей и зависимостей;
  • информационная компетентность – овладение различными источниками полученных знаний;
  • коммуникативная компетентность – умение инициировать и поддерживать общение среди сверстников, взрослых.

Для решения поставленных задач были выбраны программы:

  • М.А.Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду.
  • С.Н. Николаева. Юный эколог.
  • Н.А. Рыжова. Наш дом – природа.

Методические приёмы

Перспективный план отражает работу на месяц, не ограничивает творчества в выборе форм и методов в работе с детьми.

Работу по развитию речи строилась по принципу сезонности, с учётом возрастных особенностей.

При необходимости подбирались различные виды игр (дидактические, игры-фантазии, игры-драматизации, игры-забавы, настольно-печатные игры, строительные игры, игры с природным материалом…). Организовывались и проводились подвижные, хороводные, народные игры.

В совместной деятельности дети привлекаются к поиску разрешения проблемных ситуаций, рассуждений, использовались этические беседы, создавались ситуации о нормах поведения в быту.

По возможности развивались представления:

  • об истории цивилизации (об образе жизни человека, знакомство со сказками, легендами);
  • о навыках безопасного поведения;
  • об основах правового сознания (усвоение норм и правил поведения, общения со сверстниками и взрослыми, развития чувства ответственности за другого человека, животного и растения, за свои поступки, за данное слово).

Особое внимание необходимо уделять самостоятельной творческой деятельности детей:

  • представлять возможность выбора в процессе игровой деятельности;
  • стимулировать детей комментировать (сопровождать речью свои действия);
  • внимательно и тактично наблюдать за игрой детей;
  • создавать условия для реализации различных видов деятельности;
  • поощрять проявление детского словотворчества;
  • поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты;
  • предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения;
  • создавать условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и
  • улучшению окружающей среды (уход за растениями и животными);
  • овладевать в самостоятельной деятельности “языком чувств”.

При проведении коллективных занятий ставились следующие цели:

  • развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);
  • развитие мелкой моторики рук;
  • формирование предпосылок к учебной деятельности (принятие учебной задачи и её выполнение, умения взаимодействовать со сверстниками, а также самоконтроля).

Характер организации коллективного занятия в средней группе требует от детей слухового сосредоточения; включается решение проблемных речевых задач, творческих заданий, игровых упражнений на концентрацию внимания, соблюдения тишины.

Постепенно происходит переход детей от игр с игрушками, к играм со словом, в которых языковое обобщение и произвольное оперирование со словом – цель и прямой продукт обучения. Обучение строится на игровую и коммуникативную мотивацию. Общение сопровождалось шутками и смехом.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Дети этому учатся в играх-инсценировках (“Заюшкина избушка”, “Лиса и заяц”). Можно изменить сюжет или его окончание, включить новые персонажи. Говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной).

Для выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произношения отдельных слов и фраз используются чистоговорки, потешки, считалки, стихотворения, которые произносятся с разной силой голоса и в различном темпе.

В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению.

Проводится работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий, уточняются обобщенные понятия (овощи, деревья …). Дети называют действия, связанные с движением игрушек, подбирают определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивая предметы по размеру, цвету.

При знакомстве с многозначными словами (игла, лапка и др.) используется наглядный материал (рисунки, иллюстрации). Например, находили на картинке предметы, которые назывались одним словом “игла” (швейная игла, игла у ежа, ёлки, сосны). Кроме того, дети знакомятся с происхождением некоторых слов (например, почему грибы называются подберёзовик, мухомор).

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, которые дети осваивали и без наглядного материала. В играх (когда дети давали поручения животным, игрушкам) дети образовывали формы глаголов в повелительном наклонении. Так наблюдая за действиями игрушки, дети учатся правильно образовывать глаголы (летела, залетела, вылетела).

Составляя, с глаголами, словосочетания и предложения дети начинают овладевать построением связного высказывания (“Закончи предложение”, “Зачем тебе нужны…?”).

Для развития связной речи дети учатся пересказывать литературные произведения.

В рассказывании по картине дети составляют небольшие рассказы и учатся сочинять рассказы из личного опыта (по аналогии с содержанием картинки).

Рассказывание проводится сначала по вопросам, затем в совместном рассказывании, а после и самостоятельно. Это предполагает обучение разным типам высказывания- описания, повествования, к рассуждениям (Мне нравится зима, потому что…).

Для формирования навыков повествовательной речи детям даются схемы составления совместного рассказывания (начало, середина, конец). Даётся зачин рассказу: ”Как-то раз…”, предлагается ребёнку наполнить его содержанием, развить сюжет. Собрались звери на полянке. Стали они. …Вдруг.… Взяли звери.… И тогда…

Заполнение схемы помогает ребёнку, закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания.

В интегрированных занятиях концентрируются разнообразные виды деятельности дошкольников, основанные на игре: ознакомление с окружающим, развитии речи, различными видами искусства (рисование, лепка, аппликация), конструирование, трудовая деятельность, физические упражнения.

Интеграция и игровые приёмы дают возможность при меньших затратах времени и усилии со стороны детей, получить более полный объём информации.

Грамотная организация деятельности детей – важное условие для того, чтобы дети постигали причинно – следственные отношения с объектами живой и неживой природы.

Пальчиковые игры, игры с природным материалом, мозаикой влияют на грамматической строй речи, поскольку упражнения мелкой моторики рук активизируют речевые зоны головного мозга.

Подвижные игры оказывают влияние на речь.

При знакомстве с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество) речи.

Появление и пребывание знакомых детям героев сказок – Айболита, Колобка, Лесовика, Весны, Осени, Незнайки, Буратино и других персонажей делает занятие более интересным. Героем может быть как педагог, так и кукла. Он может передавать сообщение в форме письма, телеграммы, сюрприза. Такая форма организации позволяет детям чувствовать себя раскрепощено, усвоить познавательный материал, пообщаться.

На занятиях, если нет возможности понаблюдать за объектом природы в естественных условиях, используются картины, иллюстрации, художественная литература, видеозаписи (“Животный мир Байкала”, “Растительный мир побережья и гор Байкала”).

Наблюдения. На прогулках расширяются и уточняются конкретные представления о характерных признаках времён года. Важно не только помочь ребёнку заметить, что произошло, но и получить от него ответ, как он узнал об этом, почему он думает именно так, а не иначе. Это не только развивает связную речь, но и логическое мышление.

Следует привлекать внимание к растениям, деревьям. Обратить внимание на красоту деревьев (Д.игра “Какое?”), на сравнение деревьев (“Чем отличаются?”)

На экскурсии в лесу послушать тишину леса. Прочитать стихотворение. Загадать загадку. Задать детям вопросы.

При наблюдении за птицами, обратить внимание на их повадки. Например, заметить, как целые стайки воробьёв садятся на деревья, заборы. При приближении человека улетают, как клюют пищу.

Вышли на прогулку – спросить: холодно ли, сильный ли мороз, есть ли на небе солнышко, дует ли ветер. Понаблюдать, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; предложить повернуть лицо к ветру, отметить, что от ветра становится холоднее.

Учить детей определять погоду по приметам, устанавливать связи между явлениями природы. Когда сильный мороз, дым из труб поднимается столбом, снег скрипит под ногами, рассыпается в руках, при дыхании виден пар.

При этом хорошо рассказать стихи, пословицу, поговорку, предложить загадку. Утром понаблюдать за восходом солнца, а на вечерней прогулке – заход. Обратить внимание на яркие краски зари, красоту этого явления.

Наблюдения на прогулке чередуются с играми, трудом, Много радости доставляет детям пускание в ручейках корабликов, игры с водой и песком.

Система наблюдений, планирование на учебный год по сезонам, подбор стихов, рассказов, примет, загадок, пословиц сделало работу более интересной и содержательной.

В экологическом воспитании детей предпочитаются методы многоразового наблюдения за объектами природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделировании явлений и природы и т. д.

Индивидуальная работа осуществляется во всех видах детской деятельности. Её проведение обеспечивает удовлетворение потребностей и интересов каждого ребёнка.

Индивидуальную работу хорошо проводить в утренние и вечерние часы в игровой форме, в обстановке естественного общения, на прогулке и др.

Речь идёт об описании игрушек, картинок, явлений природы, составлении совместных рассказов, о выполнении фонетических, лексических, грамматических упражнений.

Управление грамматическим развитием речи детей реализую, прежде всего, посредством совместной деятельности, общения как с самим ребёнком (в форме диалога), так и с другими детьми.

Важным условием успешной работы с детьми является и то, что в детском саду имеется библиотека.

Работа с родителями

Родители, воспитывающие своих детей, часто не задумываются над вопросом развития речи детей. Для того чтобы помочь родителям разобраться в данном вопросе было проведено родительское собрание, проведена консультация “Развивайте речь дошкольника”.

Были предложены условия для успешного овладения ребёнком грамматических норм языка.

  • Позаботиться о правильной языковой среде.
  • Избегать двуязычия в период становления у ребёнка речи.
  • Избегать в присутствии ребёнка торопливой, неряшливой речи.
  • Особое внимание обращать на чёткость произнесения окончания слов и предлогов.
  • Постараться увлечь ребёнка игрой в “слова”.

Вывод: правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей возможно, когда знаешь возрастные особенности развития речи детей.

В начале учебного года была проведена диагностика речевого развития детей, “По горизонтали” определяются сильные и слабые стороны речи каждого ребёнка. На основании этого отмечаются индивидуальные достижения каждого ребёнка.

“По вертикали” определяются сильные и слабые стороны речевого развития всей группы в целом, исправлением которых занимались в ходе фронтальных форм работы.

Работа приобрела целенаправленный, системный характер.

Развитие речи через экологическое воспитание и общение с природой помогает обогатить речь ребёнка, сделать её образной, выразительной, откорректировать имеющие недостатки, расширить лексико-грамматические возможности практического овладения навыками словообразования и словоизменения.

Результат

  1. Эмоционально-насыщенное, содержательное проживание ребёнка в детском саду
  2. Удовлетворённость естественными потребностями в общении, творчестве.
  3. Активность, инициативность, раскрепощённость детей в общении.
  4. Наличие интереса к миру природы, любознательность, проявление гуманных и охранительных способов взаимодействия с природным миром.
  5. Проявление творческих способностей в различных видах детской деятельности.

Системная работа дала свои результаты. Ребята стали грамотнее говорить, исправлять ошибки в речи товарищей, использовать разные конструкции предложений.

Литература

Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Николаева С.Н. Программа “Юный эколог”. Творческий Центр. Сфера. М., 2008.
  • Рыжова Н.А. “Наш дом – природа”. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
  • Поваляева М.А. Развитие речи детей при ознакомлении с природой. Р-н/Д.: Феникс, 2002.
  • Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. М., 2008.
  • Богатейшая кладовая для речевого, интеллектуального, нравственного развития ребенка – природа. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойства человеческой личности, как любознательность, наблюдательность, что порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, экспериментов, опытов. При беседах с детьми можно отметить, как бедны познания детей о природе, явлениях, событиях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно детям выразить словами то, что видят, слышат, чувствуют. Порой им не хватает слов для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. Можно обнаружить, что ребенок нарушает порядок слов в предложении, что существительные заменяет местоимениями , и т. п. Одними замечаниями «говори правильно» дело не поправить. Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. В процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребенка развивается любознательность, расширяется кругозор, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуется мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, объясняя свои высказывания, что положительно влияет на развитие связной речи. Наблюдательность учит ребенка делать выводы, четкость и красоту речи, развивает логику мысли. В процессе ознакомления с родной природой ребенок учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из важных факторов успешного обучения в школе.


    В каждый момент времени вокруг нас в природе что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить этот момент, уметь отметить, полюбоваться, сделать выводы. Можно отметить, что лучше всего развивать и обогащать речь детей при ознакомлении с природой происходит не в группе при рассматривании картин, а на прогулках и экскурсиях. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекают само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Красота и многообразие природы в любое время года влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Это способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словоизменения , согласованием слов в роде, числе, падеже. Общение с природой оказывает благотворное влияние на развитие связной, фразовой, монологической, диалогической речи. Формирование организации деятельности детей при ознакомлении с природой родного края, являются - непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, прогулки, работа на земельном участке . Все это проводится в нашем детском саду. Особенно интересны детям экскурсии, которые проводим на озеро, в лес, в парк, на луг, на реку, в березовую рощу в разное время года. Обращаем внимание на особенности местности, его климата, красоту реки, озера, парка, леса, луга, разнообразие растительного и животного мира. Ведь экскурсия – одна из форм общения детей с природой. Сколько задора, радости и блеска в глазах можно увидеть у детей во время наших экскурсий. А это дорогого стоит. На экскурсии большое значение придаем самостоятельности детей, они выбирают наиболее интересные места для наблюдений. Наблюдение – это основная часть, где решаются основные программные задачи экскурсии.


    В процессе систематических, целенаправленных наблюдений в природе у ребенка расширяем кругозор, развиваем любознательность, зрительную, слуховую и вербальную память, совершенствуем мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свое высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложно - подчиненным предложением. Просим детей найти прилагательные для более точной и красочной характеристики увиденного. В процессе наблюдений за природой используем произведения детской литературы , стихотворения, загадки, пословицы, поговорки. Например, если экскурсия в лес, можно прочитать стихотворение «Что такое лес» В. Степанова и т. д

    Что такое лес?

    Сосны до небес,

    Березы и дубы, ягоды грибы.

    Звериные тропинки

    Пригорки и низинки,

    Мягкая трава,

    На суку сова.

    Ландыш серебристый

    Воздух чистый–чистый

    И родник с живой

    Ключевой водой.

    Проводим подвижные игры, в которые дети очень любят играть, такие как: «Раз, два, три к дереву беги»; «Мы в густом лесу гуляли и медведя повстречали» ; «Лови - назови» ; «Дождик, дождик» Так же включаем в экскурсию дидактические, словесные игры и упражнения: «Детки с ветки»; «Узнай дерево по описанию», « Громко – тихо»; «Когда это бывает» и т. д. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей, развивают речь при рассказах, обогащают словарный запас. На территории нашего детского сада растет много видов деревьев, кустарников, разнообразие трав и цветов как садовых, так и луговых, есть представители царства грибов, на деревьях гнездятся птицы, в траве – насекомые. Это настоящий клад при ознакомлении с природой и для обогащения словарного запаса и развития речи детей. Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, намечаем для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяем приемы активизации речи детей. Обращаем внимание на отбор необходимого словарного материала; правильность собственной речи; создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение. Прогулка – это не только важный режимный момент, но и замечательное время, и способ развитие речи детей. Сопоставляя, сравнивая увиденное и услышанное, ребенок совершает первые наблюдения и открытия, учится мыслить и делать выводы. Конечно, прогулка планируется заранее по намеченному плану, придерживаясь программного содержания. Первый наглядный метод – это наблюдение – это сложная познавательная деятельность , в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание детей. Учитываем, что во время прогулок на детей действуют разнообразные раздражители, поэтому наблюдения проводим кратковременно и многократно повторяем. Однако нужно учитывать и то, что если занятия были с умственной нагрузкой, то прогулку начинаем не с наблюдения, а с подвижной игры. Во время прогулки ведем и индивидуальное наблюдение с детьми, т. е. привлекаем отдельных детей к активным мыслительным операциям. Организуя наблюдения в природе, мы решаем ряд задач: формируем знания о природе, развиваем наблюдательность, воспитываем эстетически, обогащаем словарный запас, закрепляем речь детей. При наблюдении используем дидактические игры и упражнения экологического характера – они способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

    Например «С какого дерева листик?»; «Собери корзину»; «Детки с ветки»; «Чей хвостик, чей носик» и т. д. Предметные игры: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки». Словесные игры: « Съедобное – несъедобное»; «Кто кричит?»; «Кто летает, бегает, прыгает?» Используем лексико – грамматические игры, игры на формирование звуковой культуры речи , которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят с животными и растениями нашего края. Игровые упражнения: «Накорми птиц»; «Чьи детеныши?»; «Чьей это голос?»; «Протяжно – отрывисто»; «Громко – тихо» ; «Быстро – медленно». Ребенок произносит голосом звучание звуков природы (крик кукушки), голосом животных в нужном темпе, ритме, контролирует силу голоса с движением. Для развития слухового восприятия и понимания речи, формировать связь между словом и образом помогают игры: «Доскажи слово»; «Найди ошибку»: у зайчихи – зайчонок, у бельчихи – бельчонок, у волчихи – медвежонок.

    В дошкольном возрасте дети не всегда умеют управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. С этой целью предлагаем произнести чистоговорку (тихо, быстро, вполголоса, выделяя голосом звуки, слова, меняя интонацию). Также используем на прогулке стихи, загадки, пословицы, поговорки для развития выразительности речи. Структурными компонентами прогулки являются: разнообразные наблюдения, дидактические задания, трудовые действия детей, подвижные игры и игровые упражнения, эксперементирование - все эти компоненты позволяют нам сделать прогулку очень интересной, насыщенной и увлекательной. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроения детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в холодную погоду прогулку можно сразу начинать с подвижной игры.


    В результате систематических экскурсий, прогулок в природу речь детей становится более гибкой и связной. Последовательнее и интересней становятся рассказы детей, расширяется их словарный запас. Так, например, сначала при описании сезонных изменений в природе дети применяют простые нераспространенные предложения, затем простые распространенные и, наконец, в подготовительной группе – сложноподчиненные предложения. В этот период на основе приобретенных знаний и опыта дети могут самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях природы и составлять о них связный рассказ, используя опорные слова или план. В разговорах и рассказах дети чаще стали пользоваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных и т. д. Хотелось бы еще отметить, как мы традиционно на территории детского сада посещаем огород и выращиваем на нем разные овощи. Ведь труд - как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человеком. Надеемся и в дальнейшем вести детей в мир природы удивительный и прекрасный, щедро делиться своими знаниями.

    Литература:

    1.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования т. И.Бабаева, и др. – СПб.: – Пресс», Издательство РГПУ им. , 214-321с.

    2.Развитие речи при ознакомлении с природой Ростов-на-Дону «Феникс» 2002.

    3. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. Авторы-составители, .

    Текстовая часть публикации

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНОЙ

    ПРИРОДОЙ.

    Воспитатель: Хлебникова Марина Александровна

    МДОУ Д/с №23

    Речь – могучее средство

    общения

    и взаимодействия

    людей.

    А.А. Люблинская

    К.Д.Ушинский
    считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
    . На сегодняшний день развитие речи в дошкольном воспитании, является одной из актуальных проблем. Развитие речи - необходимое условие успешного обучения в школе. Вслушиваясь в речь детей видно, как трудно им еще выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Именно природа – это богатейшая кладовая для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка.
    ЦЕЛЬ. ОВЛАДЕНИЕ ДЕТЬМИ РЕЧЬЮ, КАК СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С РОДНОЙ ПРИРОДОЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    ПОПОЛНИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ДЕТЕЙ.

    РАЗВИВАТЬ АКТИВНУЮ РЕЧЬ ДЕТЕЙ.

    ПОКАЗАТЬ КРАСОТУ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ

    ОКРУЖАЮЩУЮ НАС ПРИРОДУ, С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ

    НАБЛЮДЕНИЙ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

    ЛИТЕРАТУРЫ, С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ИГР.

    ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ДЕТЕЙ ЗА СЧЕТ

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ

    ОСОБЕННОСТЯХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

    СФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕС К ОКРУЖАЮЩЕЙ НАС

    ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
    ЗАДАЧИ.

    ОПЫТ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПОКАЗЫВАЕТ,

    ЧТО НИ ОДИН ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НЕ

    СРАВНИТСЯ С ЕСТЕСТВЕННОЙ ПРИРОДОЙ,

    ПОЭТОМУ С САМЫХ РАННИХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ

    РЕБЕНКА, НУЖНО ВВОДИТЬ МАЛЫШЕЙ ВО ВСЕ

    МНОГООБРАЗИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. ВЕДЬ

    НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

    ОКРУЖАЮЩЕГО, СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ

    ЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ, ПОНИМАНИЮ

    ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ.

    ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНОЙ ПРИРОДОЙ:

    НАБЛЮДЕНИЕ.

    НАБЛЮДЕНИЕ

    – ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ.

    В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ

    НАБЛЮДЕНИЙ: ОДНОРАЗОВЫЕ И МНОГОРАЗОВЫЕ. В ГРУППАХ

    МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ МОЖНО

    ПРИВЛЕКАТЬ ЗА НАБЛЮДЕНИЯМИ ЗА ПОГОДОЙ, ДОМАШНИМИ

    ЖИВОТНЫМИ, ЗА РАСТЕНИЯМИ И ПТИЦАМИ. ЦЕННЫМ

    ПРИЕМОМ, АКТИВИЗИРУЮЩИМ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ВО

    ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЙ, ЯВЛЯЕТСЯ СРАВНЕНИЕ,

    СОПОСТАВЛЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ ПО РАЗЛИЧИЮ И СХОДСТВУ.

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

    ИГРА
    -
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА, ОН В НЕЙ ЖИВЕТ, И БЕЗ НЕЕ ОН НЕ БУДЕТ

    ОБУЧАЕМ
    .
    ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ И

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. В РАМКАХ ИГРЫ ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ НОВЫЕ ЗНАНИЯ,

    ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ, НАБЛЮДАЮТ ЗА ОБЕКТАМИ ПРИРОДЫ.

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

    - «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТИК?», «ПОМОГИ НАЙТИ

    МАМУ», «ГДЕ, ЧЕЙ ДОМИК?» - ЭТИ ИГРЫ ЗНАКОМЯТ ДЕТЕЙ С ЖИВОТНЫМИ,

    ПТИЦАМИ, ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ, РАЗВИВАЮТ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ.

    СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ –

    «СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ», «КТО КАК КРИЧИТ?»,

    «ЧТО ЛИШНЕЕ?» - РАЗВИВАЮТ У ДЕТЕЙ ВНИМАНИЕ, РЕЧЬ, ПОВЫШАЮТ

    ЗНАНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ОНИ ТРЕБУЮТ ОТ ДЕТЕЙ ЗНАНИЯ

    ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ, О КОТОРЫХ ДЕТИ УЗНАЮТ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С

    РОДНОЙ ПРИРОДОЙ.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ ДРАМАТИЗАЦИИ,

    ИСПОЛЬЗ

    УЕМЫЕ ПРИ

    ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ, ТАКЖЕ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

    ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    .
    ЧТЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ, ОСОБЕННО СКАЗКАМ, ОЧЕНЬ

    ПОДДАЮТСЯ ДЕТИ ЛЮБОГО ВОЗРАСТА. РАБОТА ПО

    СКАЗКЕ ИМЕЕТ СВОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ В ДРУГОМ ВИДЕ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ. В ЭТОМ ВИДЕ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРУЕТСЯ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ,

    ПОПОЛНЯЕТСЯ И АКТИВИЗИРУЕТСЯ СЛОВАРЬ,

    РАЗВИВАЕТСЯ ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, А ЧТОБЫ ОБРАЗ

    БЫЛ БОЛЕЕ ПОХОЖИМ, ПОЯВЛЯЕТСЯ МОТИВАЦИЯ

    БОЛЬШЕ УЗНАТЬ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КОНКРЕТНОГО

    ЖИВОТНОГО.

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В ДЕТСКОМ САДУ

    ТРЕБУЕТ ПОСТОЯННОГО НЕПОСРЕДСТВЕННОГО

    ОБЩЕНИЯ С НЕЙ. ОДНИМ ИЗ УСЛОВИЙ,

    ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭТО, -

    ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКОВ

    ПРИРОДЫ. ЭТО НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ НАГЛЯДНОГО И

    ДЕЙСТВЕННОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С

    ПРИРОДОЙ. ДЕТСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛОК

    И НА ЗАНЯТИЯХ КРАТКОВРЕМЕННЫ. В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

    ДЕТИ МОГУТ В ТЕЧЕНИИ ВСЕГО ДНЯ ПОДХОДИТЬ К

    РАСТЕНИЯМ, РАССМАТРИВАТЬ ИХ, ВЕСТИ ЗА НИМИ

    НАБЛЮДЕНИЯ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО РАЗВИВАЕТСЯ

    НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ.

    НАБЛЮДЕНИЕ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ
    .

    В РЕЗУЛЬТАТЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ

    ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНОЙ ПРИРОДОЙ ПРОИСХОДИТ КАК

    НА ЗАНЯТИЯХ, ТАК И ВО ВРЕМЯ ИГРЫ, В ПРОЦЕССЕ

    ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ. ВО ВСЕХ

    ЭТИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИДЕТ ПРОЦЕСС УГЛУБЛЕНИЯ

    И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ

    ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПРОИСХОДИТ

    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛЕЙ,

    ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИКИ, ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕТКОСТИ И

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ.

    СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

    Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной

    речи детей имеет его общение с вами. Постарайтесь во время

    совместных прогулок обращать их внимание на значимые для

    человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки.

    Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.

    Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте

    внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и

    животных, насекомых.

    Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми

    предметами, вещами, объектами, называйте их правильно.

    Предложите рассмотреть детально, выделить характерные

    особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша),

    научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

    Последние материалы раздела:

    Признаки лжи у мужчин и женщин
    Признаки лжи у мужчин и женщин

    Когда ложь скрывает нечто социально неприемлемое, когда есть угроза наказания или потери, вот тогда человек ведет себя по определенному механизму,...

    Как эффективно противостоять психологическому давлению
    Как эффективно противостоять психологическому давлению

    Давление психологическое - это влияние, оказываемое одним человеком на других людей с целью изменения их мнений, решений, суждений, или личностных...

    Как отличить дружбу от любви?
    Как отличить дружбу от любви?

    Дружба между мужчиной и женщиной – вечная дилемма, о которой все спорят. Сколько людей, столько и мнений. Эти чувства идут по жизни рука об руку....